Когда стало известно о том, что сирийские повстанцы сбили российский вертолет Ми-8АМТШ в провинции Идлиб, детальной информации о том, как это произошло, практически не было и, казалось бы, со временем должны проясниться факты данного ЧП.
Но, как показало время, история с уничтожением российского вертолета ничуть не менее темная, чем любая другая, связанная с гибелью российских военнослужащих, либо же уничтожением российской техники в Сирии.
Но, как показало время, история с уничтожением российского вертолета ничуть не менее темная, чем любая другая, связанная с гибелью российских военнослужащих, либо же уничтожением российской техники в Сирии.
Но, прежде чем углубиться в подробности данного происшествия, необходимо вспомнить, что война в Сирии для России – это не только борьба за геополитическое влияние в регионе, но и реклама своей смертоносной продукции для потенциальных покупателей.
В свою очередь, реклама сейчас идет весьма неудачно, ведь за последние полгода ВКС РФ в Сирии потеряли больше техники (не имеющей аналогов в мире), чем за начало своей кампании в 2015-м.
В свою очередь, реклама сейчас идет весьма неудачно, ведь за последние полгода ВКС РФ в Сирии потеряли больше техники (не имеющей аналогов в мире), чем за начало своей кампании в 2015-м.
Буквально в прошлом месяце в провинции Хомс был сбит Ми-35М, причем, если изначально говорилось о том, что вертолет уничтожили из американского ПТРК TOW, то позже вообще заговорили о "дружественном огне". Еще бы, лучше признать ошибку стрелка, нежели уязвимость современного вертолета, да еще и перед ПТРК (противотанковый ракетный комплекс) находящимся на вооружен более 40 лет!
Чуть ранее, в апреле, неподалеку всё того же Хомса упал ударный вертолет Ми-28Н. Тогда МО РФ говорило о неполадках, ставших причиной катастрофы, но никак не о внешнем факторе.
И вот, август месяц ознаменовался новой потерей. Причем, на сей раз в МО РФ не отмахиваются технической неисправностью, а открыто говорят – был сбит. Но чем?
В российских СМИ проходит версия, что повстанцы сбили Ми-8АМТШ из зенитной установки ЗУ-23. Но данная ЗУ поражает объекты на высоте до 2 км, причем, чем ниже летит цель, тем выше вероятность поражения, и наоборот. Следовательно, чтобы быть сбитым, вертолет должен был лететь на небольшой высоте, что выглядит довольно странно. Странно потому, что в массе своей повстанцы вооружены для борьбы с воздушными целями именно ЗУ-23, а российский вертолет пролетал над провинцией Идлиб, которая практически полностью подконтрольна "Сирийской свободной армии" и подразделениям группировки "Джебхат-ан-Нусра".
Согласитесь, выглядит довольно странным то, что ты летишь над вражеской территорией, на низкой высоте, зная, что за каждым барханом на тебя направлена зенитная установка.
Однако, если представить себе ситуацию, когда меры безопасности были соблюдены, и высота полета составляла более 2 000 м (динамический потолок до 6 000 м), то причиной падения могло стать лишь использование ПЗРК. Причем учитывая отсутствие поставок повстанцам современных типов ПЗРК, это могли быть трофейные российского либо еще советского образца.
И вот тут-то возникает дилемма, ведь Ми-8АМТШ оснащен новейшим, не имеющим аналогов в мире, комплексом бортовой защиты "Президент-С", способным защищать вертолет от зенитных ракет с оптическими, тепловыми и радиолокационными головками самонаведения. При этом данный чудо-комплекс также отклоняет до двух ракет одновременно!
Если же Ми-8АМТШ был сбит ПЗРК типа "Игла" или "Стингер", то выходит, что современное оборудование, предназначенное для его защиты, попросту не сработало!
В данном контексте стоит вспомнить, как в мае этого года в сети было опубликовано видео, на котором в деталях было заснято попадание из ПТРК TOW по танку Т-90. При этом гордость Т-90 – комплекс электронно-оптической активной защиты "Штора", предназначенный для защиты от противотанковых управляемых ракет, боевую машину не защитил от вражеской ПТУР.
И если не имеющий аналогов в мире "Президент-С" также не уберег Ми-8АМТШ от ПЗРК, то выходит, что высокие технологи современного российского ВПК можно отнести в категорию сказок и прибауток, как и многие другие аспекты "великой и могучей сверхдержавы". И единственное спасение от подобного позора - это истории о Зу-23, которые, конечно же, выставляют пилотов идиотами, пустившихся в полёт на опасной для жизни высоте, зато уберегает высокотехнологичную разработку от позора.